Эмоциональное выгорание затрагивает все больше и больше людей. Эта проблема связана с нашим темпом жизни (спешкой), чрезмерным беспокойством и многозадачностью . При таких обстоятельствах может быстро появиться, среди прочих • состояние постоянного физического истощения, • стресс и напряжение, • проблемы с памятью и концентрацией внимания, • гиперчувствительность, • снижение мотивации, • трудности с регенерацией, отдыхом – несмотря на многочасовой сон, • отсутствие энергии и желания действовать, • снижение интереса к тому, что происходит вокруг вас, • головные боли, боли в позвоночнике или другие боли неуточненной этиологии, • повторяющееся чувство, что вы не в состоянии выполнить запланированные задачи, • медленный темп работы и худшая эффективность. Если у вас есть большинство из вышеперечисленных факторов, возможно, вы испытываете эмоциональное выгорание. Это момент, чтобы критически взглянуть на себя и решить, что делать дальше. Как справиться со стрессом и эмоциональным выгоранием? Во избежание чрезмерного стресса и эмоционального выгорания убедитесь, что вы: умело планируете свою работу и справляетесь с ее непреодолимым давлением, готовы отказать или попросить помощи у других и, наконец, спланировать и позаботиться о своем отдыхе. Кроме того: • провести четкие границы между работой и отдыхом, • эффективно использовать свободное время (праздники, выходные, нерабочие дни), • уделять время хобби и интересам, • помнить о физических нагрузках и правильной дозе сна, • заботиться о качестве блюд, • развивать отношения с близкими, • будь напористой и уверенной, при этом прими свои недостатки, • отказаться от перфекционизма, • будьте благодарны, отмечайте маленькие успехи — сосредоточьтесь на том, что у вас есть, а не на том, чего вам не хватает, • дайте себе право испытывать все эмоции. Если того, что вы делаете, чтобы справиться с растущим стрессом и симптомами эмоционального выгорания, недостаточно, вы можете подумать о том, чтобы обратиться за профессиональной помощью, например, к терапевту или психологу. Помните, что просьба о помощи – это выражение ответственности за себя и других (семью, учеников). Сотрудничество с психологом или консультантом позволит вам определить, какой объем изменений необходим. Беречь себя. Скачать рабочие листы Скачать карточки ПЛАНИРОВАНИЕ БЕЗ СТРЕССОВ. Воспользуйтесь ими, планируя свой день, неделю и месяц как в профессиональном, так и в личном плане. Благодаря этому: вы будете соблюдать баланс между работой и отдыхом, будете контролировать количество задач, избежите опасной перегрузки. Карточки также могут быть полезны в работе со старшими учениками. Дотянитесь до них, например, во время обучающих уроков. Хотите узнать о методах снижения стресса и эмоционального выгорания? Вас интересуют методы, необходимые для того, чтобы пройти цикл стресса и позаботиться о себе? Присоединяйтесь к открытому онлайн-тренингу. Психофизическое, эмоциональное истощение) рассматривается как первый симптом, с которого начинается процесс выгорания. Это измерение отождествляется с состоянием психической и физиологической перегрузки, тесно связанной с интенсивностью межличностных контактов. Проявляется упадком духа к работе, все меньшим интересом к профессиональным делам, снижением активности, пессимизмом, постоянным психофизическим напряжением, раздражительностью. Для него характерны такие симптомы, как: тревога, напряжение, чувство физической усталости, бессонница, дополняет это измерение, добавляя многочисленные примеры психосоматических симптомов (желудочные расстройства, головные боли), которые представляют собой попытку физически уйти от эмоционально сложной ситуации. Эмоциональное истощение обычно отождествляют с утомлением, с ощущением, что вы больше не можете ничего от себя дать другим. Деперсонализация( деперсонализация) ассоциируется с равнодушием и дистанцированием от проблем людей от физического окружения, поверхностностью, сокращением времени и оформлением контактов, цинизмом, обвинением других в неудачах в работе. Это негативное, бездушное, безличное и слишком безразличное отношение к людям, получающим помощь. Это бегство от отношений, которые требуют эмоциональной вовлеченности. Деперсонализация, или дегуманизация или, другими словами, объективация – это попытка увеличить ментальную дистанцию от человека, с которым работаешь. Символическое лишение клиента или пациента человечности и обращение с ним как с «несчастным случаем» позволяет меньше вовлекаться в отношения с другим человеком. В сфере поведения проявляется в сокращении времени близкого контакта, Чувство принижения личных достижений, снижение личных достижений склонно воспринимать свою работу в негативном свете. Это приводит к снижению или потере удовлетворенности и профессиональной приверженности; появляется разочарование и чувство «поражения», а также обвинение себя в отсутствии профессиональных навыков, что приводит к заниженной самооценке. Утрата способности решать профессиональные задачи и ограниченная адаптивность оказывают большое влияние на отношения с людьми и в крайних случаях отмечают агрессивное и безудержное поведение (прогулы на работе). Многомерная модель выгорания включает в себя одно измерение — истощение, при этом добавляется реакция на других — деперсонализация и снижение чувства собственного достоинства как реакция на самого себя. Заслуживает упоминания и модель социальной компетентности Харрисона. Оно вытекает из экзистенциальной тенденции. В основе этой модели лежит мотивация оказания помощи, характеризующая людей, выполняющих социальные профессии. По его мнению, работа с четкими ожиданиями, доступными ресурсами и легким доступом к информации означает, что люди достигают в ней высокой эффективности. Эта ситуация дает им чувство компетентности, что повышает их первоначальную мотивацию. Однако при отсутствии «поддерживающих факторов», когда человек сталкивается с препятствиями, снижается работоспособность, а вместе с ней снижается и мотивация к оказанию помощи. «Причина, по которой успех, компетентность и результативность так важны, заключается в том, что они дают людям ощущение, что их действия — а значит, и сами они полезны и важны, Экзистенциальная модель выгорания — это мотивационная модель, и ее основная посылка заключается в том, что для того, чтобы выгореть, нужно сначала «сгореть», то есть иметь высокий уровень мотивации. Харриссон, как и Фарбер соглашаются с тем, что изначальный высокий уровень вовлеченности в работу является предварительным и в то же время основным условием процесса выгорания. Все мотивы, как общие, так и профессиональные, а также личные, формируют ожидания того, что данная работа окажет влияние и позволит добиться успеха. Благоприятная рабочая среда с положительными качествами для достижения целей, предоставления ресурсов, поддержки и автономии является необходимым условием для достижения целей. Однако, когда рабочая среда напряжена, когда человек встречает множество препятствий на своем профессиональном пути, когда он испытывает сильный стресс, а поощрения и поддержки недостаточны, то достижение и реализация целей кажется недостижимой. Мотивация в такой ситуации очень сильно ослабевает. Среди многих элементов рабочей среды положительное влияние на функционирование личности оказывают следующие: автономия сотрудников, разнообразие работы, эффективность использования ресурсов, влияние на рабочую политику, сотрудничество, межличностные отношения на работе, социальная поддержка и обратная связь. На процессы выгорания существенно негативно влияют: чрезмерный объем обязанностей, перегруженность, бремя решений, экологическое, бюрократическое и административное давление, слишком тяжелая ноша социальных обязательств, противоречивые требования. Кажется крайне напряженным, когда человек, работающий на других людей, испытывает чувство вины из-за того, что не оказывает достаточной помощи тем, кто на нее рассчитывает. Рассматривая выгорание с точки зрения экзистенциальной модели, следует помнить, что в реальной жизни не бывает исключительно поддерживающей или исключительно стрессовой среды. Каждая рабочая среда представляет собой смесь элементарных характеристик этих сред, и то, как человек будет с ними справляться, во многом зависит также от их личностных особенностей. В результате одна и та же среда и одни и те же задачи могут по-разному влиять на мотивацию, на ощущение собственных достижений, на конечное ощущение успеха. Индивидуальные различия в уровне ощущения успеха или уровне выгорания можно объяснить индивидуальными особенностями каждого человека, а также ожиданиями и целями, которыми руководствуется работа. Исследователи этой модели выгорания подчеркивают, что это не статическая модель. Это означает, что люди, работающие в благоприятной среде, не обязательно должны быть успешными и высоко мотивированными, точно так же, как люди, работающие в стрессовой среде, не обязательно должны находиться под ее влиянием и, таким образом, могут достигать важных целей и испытывать чувство экзистенциальной значимости. с работы. Процесс выгорания не является процессом, который неизбежно приводит к полномасштабному выгоранию и может закончиться на любом этапе его продолжительности, а работник может в результате определенных ситуаций вновь обрести первоначальную уверенность в собственных силах и высокий уровень мотивации. При анализе подходов к выгоранию следует также обратить внимание на взгляды, относящиеся к социальной когнитивной психологии, представленные Хеленой Сенк (2004). Она определяет эмоциональное выгорание как «совокупность симптомов, возникающих у людей, работающих в профессиях, в которых тесный межличностный контакт, полная целеустремленности и качества личности профессионала являются основными инструментами профессиональной деятельности, определяющими уровень работоспособности в профессии, а также профессиональные успехи и неудачи можно определить как социальные и служебные одновременно, например, учителя, врача, медсестры, терапевта, социального работника и т.п.» . В результате многих неприятностей, стрессов, Предположения модели социальной когнитивной психологии относятся к когнитивно-транзакционной концепции стресса Лазаруса, согласно которой динамика стресса и совладания с ним зависят от таких переменных, как: процессы субъективной оценки стрессоров (первичная оценка), а также как оценка собственных ресурсов, навыков, социальных компетенций (вторичная оценка). Работа со стрессовой ситуацией может быть сосредоточена на решении проблемы или на эмоциях, которые модифицируются ситуативными и субъективными факторами. Когда стрессоры оцениваются как «вызов», они мотивируют к действию и поощряют творческую активность. Согласно Фаберу, выгорание является результатом стресса, который не был изменен собственной лечебной деятельностью. Признавая, что причиной выгорания является хронический стресс, в котором ключевую роль играют полноценные межличностные контакты и проявляющиеся в этих контактах компетенции, можно с уверенностью констатировать, что оно тесно связано с чувством собственной эффективности. Требования рабочей среды вызывают у людей с низкой самоэффективностью чувство разочарования, смирения, апатии, цинизма, а у людей с высоким чувством результативности даже тяжелые условия труда запускают механизмы приспособления или трансформации этих условий (Чернисс, 1993). Поэтому, чтобы избежать выгорания, нужно иметь чувство эффективности в достижении важных профессиональных целей, чувство смысла в выполнении данной профессии. Вышеупомянутое чувство эффективности относится к трем областям социальных профессий. Это ориентированные на задачу, межличностные и организационные ситуации.